Вилла Тугендхат. Роскошь вовнутрь

24.08.2015 17:46

В туристических путеводителях по Чехии вы никогда не увидите эту виллу с уличного фасада, он блекло-серый, унылый, совсем непримечательный. Именно поэтому в её поисках мы дважды проходили мимо, прежде чем обнаружили вход. Помогла вывеска: «Вилла Тугентхат. Просмотр только по предварительной записи с экскурсоводом. Памятник мирового культурного наследия UNESCO. Охраняется государством etc...» За что этот объект удостоился чести представлять функционалистскую архитектуру Центральной Европы 20-30 гг., совершенно не понятно. До тех пор, пока не попадаешь внутрь. Здесь всё необычно, но знакомо, чувство дежавю берёт за горло и ласково сопровождает по дому, - сооружение-то породило множество реплик и подражаний. Комфорт и сдержанное богатство, ни грамма ничего лишнего. Белый трёхэтажный дом, где средний этаж не имеет стены – приоткрытый моллюск с жемчужиной внутри. В ужасном состоянии, после многократных переделок-ремонтов, замечу. Фриц Тугендхат и Грета Вайс (урожд. Löw Beer) вышли из семей богатых еврейских текстильных фабрикатов. Построить собственный дом они задумали в 1927 г. накануне своей свадьбы. Участок выделил к свадьбе отец Греты – подарок, на мой взгляд, сомнительной ценности, - это был кусок сада, примыкавшего к дому семьи Löw Beer. Одно достоинство – прекрасный юго-западный вид на весь город Брно. В остальном ни уму, ни сердцу: растянутый участок на окраине города, на крутом обрыве. Здесь можно было прилепить разве что гнездо. Тем не менее, пара приняла решение построить свою семейную резиденцию…

Будущие супруги познакомились с архитектором Людвигом Мисом Ван дер Роэ в Берлине через своего знакомого Эдуарда Фукса, для которого тот построил домов в районе Zehlensdorf. Мис Ван дер Рое не получил специального образования архитектора, но после окончания технического университета работал Берлине в мастерских ведущих архитекторов Бруно Пауля, Петера Беренса. К 1927 г. он уже набил руку на строительстве загородных домов стеклянных конструкций в Виссенхофе под Штутгартом, а также германского павильона на Международной выставке Барселоне. На начало строительства ему было 33 года.
Помолвленные имели смутное представление о будущем жилище, однако Фрица Тугендхата «ужасала одна мысль о комнатах, заполненных фигурками и занавесями», а Грета Вайс «хотела иметь просторный современный дом ясных и простых линий». Именно крутой склон стал для Миса ван дер Роэ решающим фактором, который он использовал в концепции проекта. Дом удерживают на склоне стальные конструкциями, Концепция жилища была проработана Мисом ван дер Роэ до последнего гвоздя, до последней дырки этого гвоздя. Для проекта он разработал мебель новой конструкции: кресла "Брно" и стулья "Тугендхат", - кожаные подушки, натянутые на металлическое основание.
«Потом Мис объяснил нам, как важно использовать в современно строительстве изысканные отделочные материалы – современные дома ведь так мало декорируется и украшается орнаментом. До сих пор их просто игнорировали, даже Ле Карбюзье». Грета Тугендхат, 1969
Строительство виллы по последнему слову техники, с использованием дорогостоящих отделочных материалов обошлось в гигантскую по тем временам сумму 2,5 млн. крон. Гид, со вздохом говорила, что на эти деньги можно было построить 45 домов. Это даже не квартал, а целый городской район. Известность стоит дорого, а Строительство закончилось в 1930 г., но супруги жили в доме всего несколько лет, успев родить там двух сыновей. Уже в 1938 г., после аншлюса Австрии они уехали в Швейцарию. Это спасло им жизни – судьба брненской еврейской общины печальна. В 1941 г. эмигрировали в Венесуэлу, и вернулись в Швейцарию после войны в 1950 г. Грета всё-же посетила Чехословакию и свой дом в 60х гг. после смерти мужа.
Судьба виллы вполне отразила историю 20го века… Сначала здесь расположился штаб гестапо, - офицеры вермахта знали толк в роскоши (нет, узников не было, их держали на Шпильберке). Затем квартировалась одна из кавалерийских частей армии Малиновского: в майские ночи 1945 г. в кострах погибли большинство мебели и элементов деревянной отделки, а из сада в гостиную водили лошадей. После войны виллу переоборудовали в танцевальную школу (интересно, куда монтировали зеркальную стену), потом в детский восстановительный санаторий. Затем здесь «восстанавливалась» партийная верхушка КПЧ – дом отдали для приёма международных делегаций. С 1994 г. вилла является музеем и принадлежит муниципалитету г. Брно.
В 2007 г. наследники четы Тугендхат выдвинули требования о возвращении виллы согласно чешскому закону о реституции. Последовал судебный отказ, поскольку все предусмотренные для этого законом сроки прошли, семья получила лишь немногочисленные сохранившиеся предметы обстановки и мебели. Фигура женщины - часть интерьера, вскоре была продана на аукционе Сотбис (сейчас у ониксовой стены её заменяет копия). Разговоры о необходимости реконструкции ведутся уже несколько лет - вилла пребывает в аварийном состоянии. Город не смог потянуть общую сумму бюджета, и большую часть финансов выделяют фонды Европейского союза. С начала 2010 года объект закрыт на реконструкцию.